 |
9.12.10/16:22 Ирландия или как обанкротить страну
После жесткого давления со стороны рынков, когда обязательства по долгам, взятым много лет назад, расценивались как невыполнимые, правительство Ирландии объявило о том, что основные параметры мер спасения в общем и целом согласованы. Их детали находятся пока в разработке, однако источники финансирования уже определены. Ими станут: Европейский стабилизационный фонд, МВФ, а также, возможно, двухсторонние кредиты Великобритании и Швеции. Объем пакета мер спасения пока официально не объявлен, однако курсируют слухи, что он составит 80-90 миллиардов евро.
Случай с Ирландией позволяет сделать два фундаментальных вывода. В первую очередь, особый интерес вызывает тот факт, что Ирландия прежде всего искала помощи и поддержки у США и Великобритании, предпочитая их Франции и Германии. Нас не удивило нежелание Ирландии принимать помощь у ЕС/МВФ, так как Дублин, в случае получения средств, был бы вынужден проводить определенную экономическую политику, предписанную кредиторами. Учитывая уже традиционное ужесточение фискальной политики и сокращение бюджетных расходов, проводимое в данный момент странами Евросоюза, практически не возникает сомнений в том, что правительства стран ЕС будут очень настойчиво стремиться к исправлению текущей налоговой ситуации, при которой налоговые ставки в Ирландии существенно расходятся со ставками стран континентальной Европы. Фактически, экономический рост Ирландии последних 10 лет объясняется существенно более низким уровнем налоговых ставок по сравнению с любой другой европейской страной. В Ирландии ставки личного подоходного налога, налога на прирост капитала и корпоративного налога с доходов компаний значительно ниже, чем в остальной Европе (для примера, ставка корпоративного налога в Ирландии – 12,5%, средняя ставка в Европе составляет 25-30%). Ирландия поддерживала развитие Дублина в качестве инвестиционного финансового центра при помощи особого налогового режима, который в итоге привел к пузырю на рынке недвижимости. В данном контексте не вызывает сомнения тот факт, что в связи с условиями оказания помощи ЕС/МВФ, которые предполагают проведение определенной политики, Ирландии будет очень сложно избежать длительного периода крайне слабого роста (и это в лучшем случае!).
Во-вторых, проблемы Греции, а сейчас и Ирландии связаны в основном с настойчивым политическим желанием защитить владельцев облигаций от потерь. Меры по защите держателей банковских облигаций привели к тому, что долг правительства Ирландии вырос с 24,8% в 2006 году до 65,5% в 2009 году (это соответствует увеличению объема долга на 164%). По прогнозам, государственный долг превысит уровень в 100% в 2010 году, а в 2012 году окажется выше
120% (это будет соответствовать увеличению долга по сравнению с 2006 годом на 300-400%). Также стоит отметить, что положительное сальдо государственного баланса в объеме 2,9% в 2006 году превратилось к 2009 году в дефицит бюджета, равный 14,4%. По прогнозам, дефицит бюджета в 2010 году должен достичь 31,6%, если учесть средства, которые будут направлены Ирландии в качестве помощи. Еще более тревожной выглядит такая динамика, если учесть,
что недостатка капитала у банков для финансирования потерь не наблюдается. В дефиците скорее находится рисковый капитал. Для сравнения, план спасения в объеме 90 миллиардов евро соответствует лишь небольшой доли (11%) от совокупного банковского долга Ирландии (786 млрд. евро). Проще говоря, нежелание политиков отказаться от защиты владельцев банковских облигаций привело страну на грань банкротства.
На октябрьском саммите ЕС, Германия в конце концов настояла на том, что страны Европы, которые желают воспользоваться поддержкой Европейского стабилизационного фонда (EFSF) должны автоматически выполнить определенные условия и в установленном порядке надлежащим образом пройти процесс реструктуризации. Дефолт по облигациям, проведенный в установленном законодательством порядке, окажет негативное влияние на банки (в особенности европейские. Тем не менее, мы считаем, что такое решение проблемы, при котором ВСЕ инвесторы (за исключением депозитарных вкладчиков) понесут потери, финансовые организации будут разобраны на составляющие части, внимательно проанализированы и подвержены процедуре банкротства, при которой здоровые активы будут спасены, а прочие списаны, является более эффективным для предотвращения повторных кризисов.
На данном этапе мы можем сделать следующий вывод: помощь Ирландии не означает окончание Европейской саги. Португальские и испанские банки уже находятся под пристальным наблюдением. Португалия остается кандидатом в страны, которым может потребоваться внешняя поддержка, особенно в том случае, если давление рынков будет оставаться на высоком уровне. Однако важность Португалии для стабильности всей европейской системы гораздо меньше, чем значение Ирландии или Греции. Учитывая объемы экономики, именно ситуация в Испании может стать реальной системной проверкой для всего Евросоюза. Учитывая все это можно сказать, что в то время, как премия за риск, заложенная в акциях испанских и итальянских предприятий, указывает на то, что запаса надежности для преодоления некоторых непредсказуемых событий будущего достаточно, ситуация с самой валютой Евро иная. Государственный кризис стран Европы напоминает, что отсутствие фискального федерализма (а также вытекающие из этого необходимые фискальные трансферты) в ЕВС – далеко не оптимальной валютной зоне – является предпосылкой для слабого Евро. Источник: Lombard Odier Darier Hentsch
|
 |