"Мировая экономика приходит в себя после кризиса, и вместе с ней восстанавливается мировая торговля" – примерно такие фразы можно было прочитать в июне, когда всемирная торговая организация (ВТО) подвела итоги первого квартала 2010 года. Например, экспорт Японии за первый квартал вырос на 33%, Китая - на 29%, США - на 20%. Импорт за январь-март в Китай вырос на 65% в годовом исчислении, в Индию – на 55%, в Бразилию – на +36%, в США – на 22%.
Прогноз ВТО на 2010 год оптимистичный: мировой товарооборот должен вырасти на 9,5%. При этом, экспорт развитых экономик вырастет на 7,5%, а экспорт развивающихся стран (в том числе и СНГ) - на 11%. "Это означает, что в области торговли есть свет в конце туннеля. Это, безусловно, хороший прогноз и хорошие новости для мировой экономики", - заявил генеральный директор ВТО Паскаль Лами.
Статистика мировой торговли за первый квартал была опубликована в июне. Существует ли более оперативный индикатор состояния мировой торговли? Да, это Baltic Dry Index. Индекс отражает стоимость перевозки сухого груза (уголь, руда, зерно и т.п.) морем по двадцати шести основным торговым маршрутам. Объем перевозок напрямую зависит от экономической активности, а это значит, что Baltic Dry Index позволяет эту самую активность отслеживать. Поэтому считается, что Baltic Dry Index является опережающим индикатором мировой торговли.
Как вёл себя этот индикатор в последнее время? За период с 25 мая по 15 июля Baltic Dry Index установил 15-летний рекорд по длительности падения (смотри график
"Baltic Dry Index"). За последние 25 лет было только еще 3 раза такой большой по длительности период падения. Каковы причины этого падения? Эксперты N. Cotzias Shipping Consultants указывают на Китай. Есть 2 версии.
Первая версия, на мой взгляд, оптимистическая: Китай специально временно уменьшил закупки импортных сырьевых товаров с целью продавить уменьшение цен на фрахт судов, тем самым снизив свои затраты на грузоперевозки. Логическая цепочка проста: мы уменьшаем закупки, нам нужно меньше судов для перевозки грузов, цены на перевозки падают. Потом мы постепенно восстанавливаем объем закупок сырья. И тогда падение Baltic Dry Index временное.
Вторая версия, на мой взгляд, пессимистическая. В экономике Китая началось реальное замедление. Промышленность Китая стала меньше потреблять угля, руды, нефти и прочего сырья. И тогда падение Baltic Dry Index всерьёз и надолго.
Вторая версия, на мой взгляд, ближе к реальности. Почему? Всего два факта. В Китае 65 000 000 (шестьдесят пять миллионов) пустующих квартир и домов. В Китае, согласно правительственному распоряжению, к концу сентября 2010 года закроются 2 тыс. 087 промышленных предприятий.
Что означают эти 65 млн пустующих квартир? Это результат политики китайских властей по стимулированию внутреннего спроса. В 2009 году в китайскую экономику, по разным оценкам, было "влито" 1-2 трлн долларов в виде кредитов. Одним из результатов этого кредитного бума стал пузырь на рынке китайской недвижимости. Ведь 65 млн квартир – это примерно 3 млрд кв метров жилья. Средняя стоимость квадратного метра жилья в Китае 2,5-3,0 тыс долларов. Таким образом, для покупки пустующего жилья необходимо 9 трлн долларов! Вне села в Китае работают примерно 150 млн человек со средним годовым доходом 6-7 тыс долларов. Смогут они позволить себе квартиру стоимостью 100 тыс долларов? Нет, не смогут. Потому что 65 млн семей зарабатывают все вместе 450 млрд долларов в год. Если на квартиру отдавать половину заработанного – это 225 млрд долларов из необходимых 9 трлн долларов. Потребуется 40 лет, чтобы купить все уже построенные квартиры. А это означает, что Китай сегодня находится в ситуации, в которой находились США в 2006 году, когда там начал "сыпаться" рынок недвижимости.
Поэтому, когда китайские власти говорят о закрытии 2 000 предприятий потому, что они якобы неэффективно расходуют электроэнергию и негативно влияют на окружающую среду – это неправда. Китайские власти закрывают заводы по производству цемента, стали, алюминия, кокса, бумаги и прочих материалов по всей стране потому, что их продукция больше НЕ НУЖНА.
А это значит, что импорт сырьевых товаров в Китай снижается всерьёз и надолго. А это значит, в свою очередь, что Baltic Dry Index продолжит падать. А следом должны начать падать все рынки. Потому что Baltic Dry Index хорошо коррелирует, в частности, с индексом Standard & Poors 500 (смотри график
"Baltic Dry Index и S&P 500").
Таким образом, можно сказать, что Baltic Dry Index предупреждает нас о второй волне мирового экономического кризиса.