Просроченная задолженность в филиале ЗАО "Банк ВТБ 24" (Москва) в Санкт-Петербурге на 1 июля 2014 года составила 5,93% по РСБУ (на 1 июля 2013 года – 4,72%), сообщил на пресс-конференции старший вице-президент, управляющий филиалом ВТБ24 в Санкт-Петербурге
Михаил Юрьевич Иоффе.
Просроченная задолженность в филиале по МСФО (то есть кредиты, просроченные более 90 дней) на 1 июля 2014 года составляла 6,7%.
ЗАО "Банк ВТБ 24" зарегистрировано в 1991 году (генеральная лицензия № 1623). Уставный капитал банка составляет 50 730 197 000 рублей. Крупнейшие акционеры: ОАО "Внешторгбанк" (92,1892%), РФФИ (6,8627%), ЗАО "Метровагонмаш" (0,95%).
Комментарий: на пресс-конференции произошёл интересный диалог между Михаилом Иоффе и одним из журналистов. Журналист отстаивал, что просрочка в филиале выросла аж на 25%, а руководитель филиала отстаивал, что она выросла всего на 1 процентный пункт. И та, и другая цифра верна, но первая выглядит ужасающе, а вторая совсем не страшно. Проявилась разница во взглядах на жизнь – журналисты часто преувеличивают проблему, а банкиры её преуменьшают. Это как со стаканом, который наполовину полон или пуст.
Как и во многом другом, с просрочкой большую роль играет точка отсчёта (угол зрения, и т.д. и т.п.). Одно дело, когда просрочка больше, чем в среднем на рынке, выявилась у мелкого банка в момент неудержимого роста экономики. В этом случае ничего страшного может и не быть. Банк, скорее всего, не разорится. А даже если и разорится – рынок в целом этого даже не заметит. И совсем другое дело, когда большая просрочка выявилась у одного из крупнейших банков в момент сползания страны в кризис (
"Рецессия в России начнётся уже в 2014 году. Украина не при чём. Виноваты президент РФ и его правительство").
К сожалению, на сайте ЦБ пока отсутствуют данные по просроченной задолженности российских банков (то есть в среднем по больнице) на 1 июля. По данным на 1 июня цифра составляет 5,28% (смотри график
"Динамика просроченной задолженности физических лиц"). Если динамика не изменится, то это будет означать, что просрочка Петербургского филиала ВТБ24 превышает усреднённую цифру по всем российским банкам.
Такая ситуация должна настораживать руководство банка, являющегося одним из крупнейших. Она вполне может означать, что руководство филиала в погоне за ростом бизнеса, в погоне за первым местом в регионе по отдельным показателям, в погоне за премиями и бонусами, недопустимо ослабило требования к заёмщикам в столь сложный для экономики период. Подтверждением тому может служить то, что руководство филиала продолжает верить в достижимость ранее озвученных планов по росту кредитного портфеля в 2014 году на уровне 25-30%.
Как уже говорилось выше, одно дело, когда лидирует по просрочке какой-нибудь мелкий региональный банк, отзыв лицензии у которого центральным банком пройдёт для рынка практически незаметно. И совсем другое дело, когда проблемы, несовместимые с жизнью, начнутся у одного из крупнейших российских банков. Налицо ситуация, которую в США в 2008 году обозначили термином Moral hazard (Моральный риск). Тогда менеджеры крупнейших американских банков уверовали в незыблемость принципа "Too big to fail" ("Слишком большой, чтобы умереть"), и фактически забыли про риск-менеджмент. Не исключено, что некоторые российские банковские менеджеры заболели той же болезнью. Если российский ЦБ не обратит внимание на эту проблему, и не выработает лечение для таких менеджеров – ситуация в российской экономике может стать совсем плохой.